Танцевально-двигательная терапия в лечении больных раком

Источник:
Бирюкова И.В. Танцевально-двигательная терапия: тело как зеркало души // Журнал практического психолога // №1-2, 2001.

В глубинном подсознательном у нас всегда есть своя доля страхов, беспомощности, безнадежности и отчаяния, поэтому, чтобы это не разрушало изнутри, нельзя подпитывать эти переживания.

У больных раком психодинамические методы не работают, просто нет времени на то, чтобы выявлять глубинные бессознательные конфликты, нужно действовать только через ресурс и поддержку жизнеутверждающих состояний. Страх перед своими чувствами, перед внутренней реальностью очень сильный, и им трудно принимать помощь и искреннее внимание к себе. На фоне сильного механизма вытеснения или отрицания определенных переживаний и диффузной тревоги почти нет осознания связи между телом и душой.

Основные принципы танцевально-двигательной терапии:

  1. Тело и психика неразрывны и оказывают постоянное взаимное влияние друг на друга. Делая более гибким тело, мы делаем более гибкой и душу, и наоборот.
  2. Танец - это коммуникация, которая осуществляется на трех уровнях: с самим собой, с другими людьми и с миром.
  3. Целостность триады: мысли - чувства - поведение, изменения в одном влекут изменения в двух других.
  4. Обращение к творческим ресурсам человека, как неиссякаемому источнику жизненной силы и созидательной энергии.

Применение танца в терапевтическом контексте

Одной из первых, кто применил танец в реабилитации онкологических пациентов, была Анна Халприн, современный американский хореограф, танцовщица и педагог- новатор. Ее танец помог ей самой излечиться от рака груди около 30 лет назад.

"Я не говорю, что танец может вылечить рак у человека, танец способствует исцелению. Человек с сильной волей к жизни, решивший жить, выздороветь и не сдаваться перед лицом болезни, имеет больше шансов преодолеть рак, чем тот, который лишь следует советам докторов и пассивен в своем исцелении".

Анна Халприн четко постулирует разницу между лечением и исцелением болезни.

Лечить - означает уменьшать физически боль, болезнь. В случае с раком - это обычно хирургическое вмешательство, лучевая терапия и химиотерапия. Все эти интервенции направлены на физическое тело.
Исцелять - это одновременно воздействовать на многие жизненные проявления человека. Здесь усилия направляются на достижение здоровья в психической, духовной и физической сфере. Абсолютно необходимо обращение к системе жизненных установок и ценностей. Более высокий рейтинг выживания имеют люди, которые обладают творческим и целостным подходом к жизни.

Цели танцевально-двигательной терапии для онкологических пациентов.

  1. снятие стрессовых реакций на болезнь и лечение;
  2. развитие личностных ресурсных состояний, для того чтобы справляться с болезнью;
  3. восстановление контакта с телом через работу с осознанием ощущений; развитие двигательных навыков и осознания связи между движением и чувствами;
  4. получение позитивного телесного и двигательного опыта, основанное на возвращении переживания "телесной радости";
  5. освобождение от мышечно-эмоциональных блоков;
  6. развитие и поддержка общего позитивного жизненного настроя.

Основные темы занятий

Работа строилась на использовании тренажа из танца-модерн, джаз-танца, танцевальной импровизации и на привлечении этнических традиций русского, цыганского, арабского и испанского танцев. Большая часть занятия проводилась сидя на стульях, не все пациенты могли долго держаться на ногах.

Практические рекомендации по использованию методов танцевально-двигательной терапии.

1. Танец обладает сильным тонизирующим эффектом, поэтому для тех, у кого повышенное артериальное давление, движения должны быть медленные и плавные, с преимущественным направлением вниз. Особенное внимание дыханию, так как некоторые пациенты имеют тенденцию задерживать дыхание или дышать слишком сильно и напряженно. Необходимо по ходу занятия обучаться спокойному расслабленному дыханию.

2. Одна из главных задач — научиться различать телесные ощущения: „комфортно – некомфортно“. Важно понять, что смысл не в повторении движений, это не гимнастика, смысл — в каждом движении слушать свое тело и не выходить за рамки комфортности, ни одно движение не должно вызывать неприятные или болевые ощущения. Если это происходит, следует замедлиться, или остановиться и просто сделать упражнение на чувственное осознание дыхания, необходимо знать свою комфортную амплитуду движения, части и области тела, которые требуют повышенного внимания.

3. Все занятия проходят под музыку. Это важный фактор в создании настроения.

4. Так как танцевально-двигательная терапия может быть очень сильным очищающим психику средством, важно работать здесь как с телесной травмой. Начинать всегда нужно из ресурсного места, уделяя особенное внимание осознанию дыхания, ощущениям периферических участков тела и заземлению. Это позволяет „рассеивать“ энергию травматической капсулы (СКО) на телесном уровне, существенно уменьшая действие ее "заряда" на психику. Ни в коем случае не следует специально оставаться в боли, но при этом, не следует ее подавлять или игнорировать. Дело в том, что напитавшись ресурсом, боль становиться переносимее. Тогда, даже если начинается выход сильных чувств, это не будет пугающим для пациентов.

Заключение

Удивительно положительным оказался опыт использования танца фламенко для соединения со своими жизненными силами и выражения обид, гнева вместе с торжеством жизни над смертью. Элементы джазового танца способствовали развитию дифференциации и координации частей тела и их осознанию. А движения рук из танца-модерн, арабского танца и фламенко помогали выражать разные образы и эмоциональные состояния.

Игровой творческий танец позволяет безопасно соприкоснуться со своими чувствами и дать им выход, что возвращает контакт со своим телом, а значит с собой. Танец способствует повышению стрессоустойчивости.

В результате этих занятий пациенты становились активнее, возвращался интерес к повседневной жизни, повышалось настроение и „бойцовский“ дух, снижался общий уровень тревожности, улучшался сон, возвращалась уверенность в себе, развивался двигательный репертуар, повышалась способность выражать и принимать свои чувства, а, следовательно, приходило большее принятие болезни, восстанавливалась мышечная подвижность после перенесенных операций.

И.В. Бирюкова - клинический психолог, танце-терапевт, руководитель специализации по танцевально-двигательной терапии в Институте Практической Психологии и Психоанализа , сертифицированный преподаватель и супервизор в области полимодальной терапии творчеством. Москва

 

Сергей Пигарёв
e-mail: astrabis@yandex.ru



Карта сайта Продукция

Каталог статей других авторов